|
|||||||||||
Малик Евгения ВикторовнаМатематика без скукиУвеличение умственной нагрузки на уроках математики приводит к необходимости задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому предмету. Считаю, что учебную деятельность школьников активизирует внесение элемента занимательности в обучении. Занимательность - это применение при обучении различных методических приемов и дидактических средств для того, чтобы привлечь внимание учащихся и возбудить у них интерес к предмету, вызвать стремление к получению знаний. Занимательную роль при обучении отвожу дидактическим играм, которые признаны современным методом обучения и воспитания, обладающие образовательной, развивающей и воспитывающей функциями. Игровая ситуация на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классе, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Дидактическая игра отличается от обычной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Ее правила, содержание, методы проведения разработаны так, что для учащихся, не испытывающих интереса к математике, могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Игры можно использовать на различных этапах урока, но наиболее эффективны они при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Дидактические игры хорошо уживаются с "серьезным" учением. Эффективно использование игр при дифференцированном обучении: составив игру с более легкими заданиями, предложить ее слабоуспевающим учащимся и в это же время вести работу с "сильными" учащимися. Или наоборот: составить игру со сложными заданиями только для "сильных" учащихся. В данной статье предлагаю дидактические игры "Лото" и "Домино", составленные по темам для учащихся 5-9 классов.
Методические указания к проведению игр
1. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО.
Вариант А. Применяется для организации устного счета на уроках. Состоит из 25-30 карточек (по количеству учащихся в классе) и картонных кружков, которыми нужно закрывать числа на карточке. Перед игрой ученики получают по одной карточке и 13 кружков. Учитель предлагает (например, читает, пишет на доске или использует кодоскоп) основные вопросы. Выполняя упражнения, ученики закрывают на своей карточке те числа, которые совпадают с ответами решенных примеров. При верных вычислениях, после выполнения всех основных упражнений из 15 чисел, на карточке будет закрыто 12, по 4 в каждой строке. После этого учитель предлагает еще один - дополнитель-ный вопрос (из нижней части карточки учителя). Ответ на него есть в незакрытых ячейках у нескольких человек, имеющих один и тот же вариант. У тех из них, кто правильно выполнил и это упражнение, оказывается полностью закрытой одна из строк карточки; он об этом сообщает учителю. Игра на этом заканчивается.
Учитель затем просматривает карточки выигравших и выставляет
оценки: "5" - если на кар-точке не закрыты только две ячейки; "4" - три ячейки;
"3" - четыре и пять ячеек. При этом учитель обращает внимание на то, какие именно
числа остались незакрытыми. Проверить, правильно ли решены предложенные учащимся
примеры, можно с помощью карточек учителя: при верном решении незакрытые числа
должны содер-жаться среди ответов к дополнительным упражнениям (если какое-либо
незакрытое число не окажется среди ответов к дополнительным упражнениям, то ученик
сделал ошибку).
Описанная игра позволяет в течение 15-20 минут выставить до 10 и более оценок.
Вариант В. Для подготовки такого лото нужно взять два одинаковых листа бумаги и расчертить их равные прямоугольники. На одном листе (основная карта) в каждом прямоугольнике записываются упражнения, на другом - ответы к ним. Ответы нужно расположить в тех же строках, что и соответствующие упражнения основой карты, либо в противоположном. На обратной стороне листа с ответами следует выполнить занимательный рисунок или написать какое-нибудь высказывание, пословицу, загадку и т.д. (см. приложение). Для игры каждый учащийся получает основную карту с примерами и маленькие прямоугольники с ответами. Задание: выполнить действия, указанные на основной карте, и закрыть на ней прямоугольниками с соответствующими ответами каждое упражнение. Прямоугольники нужно положить ответом вниз (или вверх, затем перевернуть) на свой ответ. По окончании будет виден фрагмент рисунка или высказывание на его обратной стороне.
Заготавливая карточки с ответами, рекомендую сделать 2-3 лишних, с результатами,
которых нет на основной карте.
Задания составляются в нескольких вариантах. Меняя варианты, можно данное лото
использовать многократно.
2. ДОМИНО.
Класс делится на группы по 5-7 человек. Нужно заранее приготовить комплекты
карточек для каждой команды (можно одинаковые или по вариантам). Карточки игроки
делят поровну между собой. Начинает игру тот ученик, которому достанется карточка
с одним примером (без ответа следующего примера). Затем все в команде решают этот
пример, и у кого будет на карточке ответ этого примера, кладет свою карточку рядом
с первой и т.д. Игра заканчивается тогда, когда все карточки будут расставлены.
Подвести итог.
Приложение
1. Мир -зеркало: покажешься ему - увидишь себя. (пословица) Методическая копилка учителя
|
|||||||||||
вверх | |||||||||||
|