Логотип ГОУ СОШ № 8 с. Тахта' Методические объединения школы
      начало  netшкола  объединения  история  медиатека  ссылки  карта
  начало объединения  миф малик ев
  литература...
миф
химия...
начальные...
классные...
физкультура...
имк
центр межшк...
 


Малик Евгения Викторовна


Математика без скуки


Увеличение умственной нагрузки на уроках математики приводит к необходимости задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому предмету. Считаю, что учебную деятельность школьников активизирует внесение элемента занимательности в обучении.

Занимательность - это применение при обучении различных методических приемов и дидактических средств для того, чтобы привлечь внимание учащихся и возбудить у них интерес к предмету, вызвать стремление к получению знаний.

Занимательную роль при обучении отвожу дидактическим играм, которые признаны современным методом обучения и воспитания, обладающие образовательной, развивающей и воспитывающей функциями. Игровая ситуация на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классе, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой.

Дидактическая игра отличается от обычной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Ее правила, содержание, методы проведения разработаны так, что для учащихся, не испытывающих интереса к математике, могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Игры можно использовать на различных этапах урока, но наиболее эффективны они при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Дидактические игры хорошо уживаются с "серьезным" учением.

Эффективно использование игр при дифференцированном обучении: составив игру с более легкими заданиями, предложить ее слабоуспевающим учащимся и в это же время вести работу с "сильными" учащимися. Или наоборот: составить игру со сложными заданиями только для "сильных" учащихся. В данной статье предлагаю дидактические игры "Лото" и "Домино", составленные по темам для учащихся 5-9 классов.

Методические указания к проведению игр

1. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО.

Вариант А.

Применяется для организации устного счета на уроках. Состоит из 25-30 карточек (по количеству учащихся в классе) и картонных кружков, которыми нужно закрывать числа на карточке. Перед игрой ученики получают по одной карточке и 13 кружков. Учитель предлагает (например, читает, пишет на доске или использует кодоскоп) основные вопросы. Выполняя упражнения, ученики закрывают на своей карточке те числа, которые совпадают с ответами решенных примеров. При верных вычислениях, после выполнения всех основных упражнений из 15 чисел, на карточке будет закрыто 12, по 4 в каждой строке. После этого учитель предлагает еще один - дополнитель-ный вопрос (из нижней части карточки учителя). Ответ на него есть в незакрытых ячейках у нескольких человек, имеющих один и тот же вариант. У тех из них, кто правильно выполнил и это упражнение, оказывается полностью закрытой одна из строк карточки; он об этом сообщает учителю. Игра на этом заканчивается.

Учитель затем просматривает карточки выигравших и выставляет оценки: "5" - если на кар-точке не закрыты только две ячейки; "4" - три ячейки; "3" - четыре и пять ячеек. При этом учитель обращает внимание на то, какие именно числа остались незакрытыми. Проверить, правильно ли решены предложенные учащимся примеры, можно с помощью карточек учителя: при верном решении незакрытые числа должны содер-жаться среди ответов к дополнительным упражнениям (если какое-либо незакрытое число не окажется среди ответов к дополнительным упражнениям, то ученик сделал ошибку). Описанная игра позволяет в течение 15-20 минут выставить до 10 и более оценок.

Вариант В.

Для подготовки такого лото нужно взять два одинаковых листа бумаги и расчертить их равные прямоугольники. На одном листе (основная карта) в каждом прямоугольнике записываются упражнения, на другом - ответы к ним. Ответы нужно расположить в тех же строках, что и соответствующие упражнения основой карты, либо в противоположном. На обратной стороне листа с ответами следует выполнить занимательный рисунок или написать какое-нибудь высказывание, пословицу, загадку и т.д. (см. приложение).

Для игры каждый учащийся получает основную карту с примерами и маленькие прямоугольники с ответами. Задание: выполнить действия, указанные на основной карте, и закрыть на ней прямоугольниками с соответствующими ответами каждое упражнение. Прямоугольники нужно положить ответом вниз (или вверх, затем перевернуть) на свой ответ. По окончании будет виден фрагмент рисунка или высказывание на его обратной стороне.

Заготавливая карточки с ответами, рекомендую сделать 2-3 лишних, с результатами, которых нет на основной карте. Задания составляются в нескольких вариантах. Меняя варианты, можно данное лото использовать многократно.

2. ДОМИНО.

Класс делится на группы по 5-7 человек. Нужно заранее приготовить комплекты карточек для каждой команды (можно одинаковые или по вариантам). Карточки игроки делят поровну между собой. Начинает игру тот ученик, которому достанется карточка с одним примером (без ответа следующего примера). Затем все в команде решают этот пример, и у кого будет на карточке ответ этого примера, кладет свою карточку рядом с первой и т.д. Игра заканчивается тогда, когда все карточки будут расставлены. Подвести итог.

Приложение

1. Мир -зеркало: покажешься ему - увидишь себя. (пословица)
2. Если ты сделал добро, молчи; если тебе его сделали - расскажи. (пословица)
3. С юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных. (А.В.Суворов)
4. Если за день ничему не научился, зря прожил день. (пословица)
5. Знание - самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит. (Ал-Беруни)
6. Милее книги в мире друга нет!
7. Математика - царица наук, арифметика - царица математики. (К. Гаусс)
8. Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)
9. Смекалка во всяком деле выручит. (поговорка)
10. Вдохновения нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии. (А.С. Пушкин)
11. Математика - это язык, на котором говорят все точные науки. (Н.И. Лобачевский)
12. Мудр - кто знает нужное, а не многое. (Эсхил)
13. Лучше думать перед тем, как действовать, чем после. (Демокрит)
14. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.П. Чехов)


Методическая копилка учителя

Разработка... ?
Разработка... ?
Разработка... ?
Разработка... ?

 

  вверх     начало объединения  миф малик ев
  начало  netшкола  объединения  история  медиатека  ссылки  карта
   
Сайт изменен 23 марта 2004

©2001 - 2004 Тахтинская Сетевая школа

girenko_n@mail.ru

Сайт управляется системой uCoz